На восток от Шатуры, в окрестностях озёр Карасёво, Долгое и Великое, есть загадочное
место, которое когда-то называли Воруй-городком. Здесь, по преданию,
легендарный разбойничий атаман Кудеяр когда-то прятал свои сокровища.Кудеяр, бесспорно, один из самых популярных
и загадочных персонажей фольклора. И хотя,
в отличие от справедливого защитника бедных
Стеньки Разина, был он лихим и жестоким,
народной славы ему досталось не меньше. В многочисленных
легендах, былинах и песнях рассказывается,
что «гулял» Кудеяр и в Калуге, и в Туле,
и в Рязани. Ходил он также к Липецку и Саратову,
буйствовал в воронежских, смоленских и тамбовских
лесах. Зарывал клады с награбленным
Кудеяр, согласно былинам, там, где и лиходей-
ствовал. При этом золото разбойник не просто
прятал, а проклинал и заговаривал, чтобы никто
не мог его найти. О колдовских знаниях Кудея-
ра народных баек ходило не меньше, чем о лихих
его делах и тайных кладах. «Был у него волшебный
полушубок, кинет в реку — полушубок
становится лодкой. Переплывёт на другой берег,
накренит лодку - в руках полушубок, встряхнёт
его, и поминай как звали», - рассказывается в
одной из них.
Всякий уважающий себя регион Южной и
Центральной России имеет свои кудеяровы места.
Одних только Кудеяровых городков по центру
России разбросано более сотни. По дороге в
Липецк есть Кудеяров лог. На Волге, в Жигулёвских
горах — Кудеярова гора, Молодецкий курган,
Воеводино урочище, Воровское городище. В
Нижегородской области - село Кудеярово и деревня
Кудеяровка. Есть ещё Кудеяров притон,
Кудеярова крепость.
В шатурской Мещёре, богатой лесами, реками,
озёрами и болотами, это - Воруй-городок.Надо сказать, и по природным чудесам, и по различным
аномальным явлениям Шатурский край
явно выделяется среди остальных лесных регионов
средней полосы России.
Окрестности озёр Карасёво, Долгое и Великое
- место и само по себе загадочное, обжитое древними
колдунами из племени, жившего в этих краях
ещё до появления славян. Непосвящённые не
могут попасть в заколдованный Воруй-городок,
так как его окружают непроходимые для чужаков
болотные топи, летом окутывает туман, а зимой
вокруг гуляют свирепые вьюги. Однако Кудеяр нашёл
туда путь благодаря магическим знаниям, которые
получил от крёстной матери — волоколамской
ведуньи. И ватагу свою сюда приводил, и награбленные
сокровища здесь тоже прятал.
То, что в этих местах действительно происходит
что-то непонятное, подтвердит любой искатель
разбойничьих сокровищ, сумевший достаточно
близко подобраться к таинственным местам.
Кажется, тропка найдена, стоит только
свернуть на неё, и откроется Воруй-городок. Но
тут же незваный гость шатурских болот сбивается
с пути и вообще начинает вести себя странно,
в беспамятстве бродя по берегам трёх озёр.Историки давно уже разобрались, что за именами
персонажей народных легенд и былин в большинстве
случаев скрываются реальные люди. Без
сомнения, к ним можно отнести и Кудеяра. О том,
кем был легендарный разбойник, существует достаточно
много гипотез, впрочем, к разгадке тайны
они приближают мало. Единственное, что считается
установленным: жил Кудеяр в середине XVI
века. Так, в 1640 году в ответ на запрос из Москвы
тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали
давно старые люди, лет с сорок назад».
Некоторые историки считают его татарином,
а имя его - татарским. У Карамзина, например,
упоминается крымский мурза Кудояр, который
в 1509 году очень грубо обошёлся с русским послом
Морозовым, назвав его «холопом». По преданиям,
записанным этнографами в Саратовской
и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином
огромного роста, хорошо знавшим русский язык.
А вот в исторических документах, относящихся
к временам Ивана Грозного, упоминается сын
боярский из города Белёва Кудеяр Тишенков,
перебежавший к крымскому хану и помогавший
ему овладеть в 1571 году Москвой.
Одна из самых распространённых народных
версий уже напрямую связана с Иваном Грозным,
которому Кудеяр якобы приходился братом
по отцу, князю Василию III. Матерью же его
была опальная царица Соломония, сосланная в
монастырь по причине бездетности. После этого
князь Василий женился на Елене Глинской, родившей
ему сына-наследника. Но Соломония в
обитель попала уже «в положении» и вскоре тоже
родила мальчика. Узнав об этом, князь направил
к ней гонцов, но по совету ведуньи бывшая
великая княгиня сообщила, что сын её, названный
Григорием, умер. Вместо него похоронили
деревянную куклу, а мальчика тайно воспитала
всё та же ведунья в лесной избушке под
Волоколамском.
Когда царский сын вырос и стал разбойничать,
он взял себе прозвище Кудеяр («кудь» означает
жестокую расправу, «яр» - крутой берег, обрыв).
Поговаривали, что отец и царственный
брат знали о своём тайном родиче и даже виделись
с ним. Несколько раз царь будто бы останавливал
погони за Кудеяром: только выйдут его
люди на след ватаги, приказывал поворачивать
коней. Может, жаль было родную кровь, а может,
и без колдовства не обходилось.
О последних годах жизни знаменитого разбойника
у народной молвы версии тоже разные.
Согласно одним легендам, Кудеяр перед смертью
раскаялся в своих грехах и принял монашеский
постриг. По другим — утратил на старости
лет память и, позабыв, где прятал сокровища,
до самой кончины бродил в одежде странника
по России и искал зарытые клады. Рассказывают,
что и по сей день на шатурских болотах встречают
старика в лохмотьях, который обращается
к каждому встречному со словами: «А скажи-ка,
мил человек, где мой Воруй-городок